Соцсети: мы их используем или они нас?

В тексте о тотальности капитализма в повседневности мы писали, что корпорации превратили наше внимание в товар. Сегодня мы хотим углубить эту мысль и поговорить о соцсетях.

Вы задумывались, сколько времени вы проводите в Instagram, TikTok или YouTube? Это легко проверить: откройте настройки «Цифрового благополучия» (Android) или «Экранного времени» (iOS).

Какую пользу вы извлекаете для себя из этого времени? Или профит извлекают из вас? Почему алгоритмы работают так, чтобы задержать вас в приложений как можно дольше?

Об этом уже писал «Невидимый комитет» в тексте 2014 года «Нашим друзьям»:

За футуристическим обещанием мира с полным подключением людей и предметов к сети — мира, где машины, холодильники, часы, пылесосы и фаллоимитаторы будут напрямую подсоединены друг к другу и к Интернету — скрывается то, что существует уже: самое многофункциональное приёмное устройство уже введено в эксплуатацию, и это устройство — я сам. «Я» знает о моём местонахождении, настроении, мнении, моему «я» уже известен рассказ о том, какие невероятные или невероятно банальные вещи я сегодня видел. Я вернулся с пробежки и тотчас разместил в соцсетях маршрут, время, результаты и оценку собственных достижений. Я без конца выкладываю в Интернет фотографии из отпуска, с вечеринок, с демонстраций, а также фотографии моих коллег, фотографии всего, что я собираюсь съесть, и всех, с кем я собираюсь переспать. Казалось бы, я ничего не делаю, а на самом деле я генерирую непрерывный поток информации. Независимо от того, работаю я или нет, моя повседневная жизнь как база данных полностью пригодна для использования. Я постоянно улучшаю алгоритм.

Соцсети не производят контент, весь контент мы производим сами. При этом цукерберги, илоны маски и павлы дуровы зарабатывают миллиарды на этом зачастую бессмысленном труде миллионов.

Соцсети выводят нас из реальности, люди тратят всё больше времени на производство бесполезного контента вместо реальных действий по улучшению собственной жизни.

Не только корпорациям, но и государствам выгодна эта функция соцсетей. Ведь люди могут выпускать пар в постах, вместо того, чтобы организовывать акции протеста. Люди ставят на аватарку лицо политзаключённого, флаг подвергающейся агрессии страны или символ мира и думают, что таким образом они уже выразили протест. Но на что это влияет в реальности?

Да, порой соцсети используют для протестной мобилизации, для распространения анархистских идей. Но нужно отдавать себе отчёт, когда мы используем соцсети, а когда они нас. Вряд ли, начиная день с просмотра ленты инстаграма, мы приближаем революцию.

При всей критике телеграма, где вы читаете этот текст, эта платформа не является соцсетью в привычном понимании. Здесь нет алгоритмов, а ленту вы формируете сами из каналов, на которые подписаны. Тут пока нет «рекомендаций», кроме «похожих каналов». Таким образом в телеграме вы можете сами формировать входящий инфопоток. Это не реклама телеграма. Но из популярных соцсетей, эта платформа наименьшее из зол.

Мы не думаем, что совсем уходить из соцсетей — это лучшее решение. Распространять анархистские идеи нужно всеми доступными способами, в том числе используя пресловутые алгоритмы соцсетей. Но важно, на наш взгляд, при этом не давать использовать себя: не тратить время на просмотр бессмыленных рилсов, тиктоков и шортсов, не сообщать всему миру, что вы сегодня поели и с кем встречались. Если вам действительно нужно этим поделиться — напишите, позвоните или, лучше, встретьтесь с друзьями. Соцсети дают иллюзию связи с другими людьми, но зачастую это лишь иллюзия, которая заменяет реальный эмоциональный контакт.