Анонимность — подруга анархисто_к. Как действовать в России в 2026 году

Анонимность — давняя спутница анархисто_к. В зависимости от исторического периода и географии анонимность могла быть политическим жестом, этическим принципом, способом не воспроизводить власть внутри движения. В России же 2020-х годов анонимность для анархисто_к является необходимым условием выживания.

Сейчас анархизм в России практически криминализован. Некогда крупнейшее анархистское движение «Народная самооборона» признано российским судом «террористической организацией», группы АЧК силовики считают «нежелательной организацией», наших товарище_к отправляют в тюрьмы за ведение анархистских телеграм-каналов, граффити и листовки.

В прошлом году репрессии коснулись и тех анархисто_к, которые публично не призывали к революции, а лишь вели просветительскую деятельность и организовывали благотворительные акции типа Food not bomb. Речь про разгон силовиками «Конфедерации анархистов Екатеринбурга» (КАЕ) и принуждение автора канала «Товарищ АНКОМ» к переформатированию деятельности с полным исключением прямого упоминания анархизма.

О чём нам это говорит?

О том, что если ты себя называешь анархист_кой и публично ведёшь какую-либо деятельность, то рано или поздно к тебе придут силовики.

Не стоит думать, что завеса аполитичности тут спасёт — в ряде регионов силовики уже традиционно накрывают концерты групп, чья стилистика может быть связана с анархизмом. При том, что большинство музыкан_ток, выступающих в России, уже давно ведут себя максимально аполитично, порой даже не высказываясь о накрывах собственных концертов: «Ну было и было».

В таких условиях оставаться верными своим идеалам и вести активную деятельность анархист_кам возможно только при одном условии — полной анонимности акторо_к.

Когда неизвестно, кто стоит за пабликом, кто распространил листовки, кто сделал граффити, вывесил баннер или поджог что-то — то и придти не за кем.

Что это значит на практике?

Начать стоит с анонимности в сети — места, где мы оставляем максимальное количество следов. Реальные сроки за комментарии и ведение пабликов — суровая реальность России 2020-х.

  • Не рассказывайте никому, что ведёте радикальные паблики.
  • Ваши устройства всегда должны быть готовы к обыску. Вот как можно подготовить телефон и компьютер.
  • Аккаунты, с которых вы ведёте анархистскую деятельность (даже пишете комментарии), должны быть полностью анонимны и никак не связаны с вашей личностью (номер телефона или почта для авторизации не должны быть зарегистрированы на ваши настоящие данные). Для регистрации анонимных аккаунтов вы можете, например, попросить знакомых за границей купить сим-карту.
  • Разлогинивайтесь из активистких аккаунтов, если идёте туда, где вас могут задержать, а также при пересечении границы.

О физической анонимность (впрочем, как и о цифровой) можно написать книгу, но вот основные момент.

  • Не рассказывайте никому об акциях, в которых участвовали.
  • Не проводите агитрейды и тем более акции прямого действия в районе проживания.
  • Тщательно закрывайте лица — помните, что в больших городах камеры повсюду.
  • Не берите на серьёзные акции телефоны.

Это очень краткий и далеко не полный перечень мер, необходимых для сокрытия своей личности. Дополнительные материалы по анонимности и безопасности можно почитать на сайтах БОАК (доступ через Tor), «Анархия сегодня» и телеграм-канале «Инструкция по выживанию».

А что с публичными форматами?

Анонимный подход возможен не для всех форматов. Публичную лекцию или раздачу еды, скорее всего, не получится делать в масках. Да и при длительных акциях в публичных местах всегда стоит ожидать визита полиции.

Это вопрос выбора тактики группы. Для групп, как и для отдельных персоналий, мы видим глобально две тактики активизма: анонимную и неанонимную. Подробно об этих тактиках для активисто_к можно почитать в канале «Инструкция по выживанию».

Про тактики групп кратко скажем так: если вы занимаетесь нелегальной и полулегальной деятельностью (а любое граффити и почти любая анархистская листовка могут быть криминализированы), вам не стоит проводить открытые публичные мероприятия. И наоборот: если вы проводите публичные лекции или регулярно светитесь на FNB, вам не стоит вести радикальные паблики, бомбить граффити и клеить листовки, в которых силовики обнаружат «дискредитацию», «фейки», «разжигание ненависти» или «оправдание терроризма».

Мы не говорим, что необходимо вообще отказаться от открытых публичных форматов. Но стоит осознать риски и не смешивать виды деятельности. Лекции и дискуссии очень важны, но сейчас, как нам кажется, их стоит проводить без эгиды анархизма или делать максимально закрытыми (более закрытыми чем концерты, место которых хоть и не афишируется, но становится известно силовикам).

Комментарии

3 комментария на ««Анонимность — подруга анархисто_к. Как действовать в России в 2026 году»»

  1. В-третьих, анонимность действия и конспиративность социализации, кажется, стоит обсуждать раздельно, чтобы ни у кого не возникало ложного впечатления, будто социализация это какой-то лайтовый вид действия.

    @bls

  2. Во-вторых, пора бы уже проговаривать вслух, что автономные цифровые пространства практически во всём проигрывают пространствам физическим, в том числе, в организации действия и коллективной мощи. Но вместо этого мы вынуждены в который раз задаваться фундаментальнейшим вопросом мироздания: готов:ы ли постсоветск:ие анархист:ки наконец выглянуть за пределы телеграма? Ваш ответ, как я понимаю, — «готовы искать сим-карты на лунах Юпитера, лишь бы не перебираться в сетевые пространства, которые не просят регистрации по номеру телефона». При этом вы-то отчасти смогли вырваться из смертельных объятий, хотя и продолжаете ставить активные ссылки на телеграм там, где можно обойтись веб-ссылками. Вжилось какое-то тотальное неверие в то, что человек готов к альтернативам.

    @bls

  3. Во-первых, что значит «тщательно закрыть лицо»: лоб и брови это часть лица, закрывайте их! Схема прилагается

    @bls

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *