Отличная иллюстрация к восприятию работы в обществе — кейс левого блогера, бывшего редактора DOXA Владимира Метёлкина. Из-за его нежелания устроиться на обычную работу и стремления вместо этого производить левый политический контент и жить на донаты на него обрушилась вся мощь русскоязычного твиттера, к травле малоизвестного блогера подключилась даже кремлёвская софт-пропагандистка Ксения Собчак. Чтобы вы понимали масштаб: Собчак растиражировала пост Метёлкина в канале с более чем миллионом подписчи_ц, в то время как у самого левого блогер в телеграме чуть больше 1000 подлписчи_ц.
Что же такого написал Метёлкин?
В сентябре Владимир Метёлкин опубликовал у себя в соцсетях пост, который начинался со слов:
«Я не питаюсь нормально уже больше недели и по-настоящему рискую стать бездомным. У меня серьезные проблемы: нет денег на аренду жилья на следующий месяц и денег на еду уже сейчас, а еще несколько тысяч евро долгов».
Блогер рассказал, что переехал в Вену ради учёбы. (Напомним, что Метёлкин с 2022 года в вынужденной эмиграции из-за уголовного дела.) При этом он подчеркнул, что ему необходимо время на производство политического контента. То есть перед Метёлкиным теоретически стоял выбор: найти больше подработок и отказаться от медиа-активизма или продолжать делать видео и попытаться собрать донаты.
Метёлкин выбрал второе и смело (это реально смело) заявил:
«Прямо сейчас мне нужно купить у этой жизни чуть больше времени, чтобы тратить его на главное — видео-контент с эссе и политическими комментариями. Я знаю, что именно это — моя работа, моя обязанность и мой инструмент, чтобы менять ситуацию вокруг себя (другой работы все равно не будет, да мне и не нужно)».
Вы только вдумайтесь, чел заявляет, что ему не нужна обычная работа! Удивительно, на Метёлкина за такое заявления обрушилась не только право-либеральная аудитория твиттера, но и некоторые левые. Впрочем, на самом деле тоже не удивительно, учитывая культ труда у традиционных левых.
Что мы об этом думаем?
С нашей же, анархистской, точки зрения, с учётом текущей ситуации, действия Метёлкина совершенно оправданны. Многие из нас сталкиваются с тем, что приходится выбирать между действиями, направленными на изменения мира (локально или глобально), и работой ради более-менее комфортного существования.
И если человек хочет всё свободное время посвящать политической работе, он имеет полное право попросить о финансовой поддержке товарище_к, сторонни_ц. Почему нет? В конце концов, решение о поддержке кажд_ая принимает самостоятельно, Метёлкин не заставляет никого себе донатить.
А что же предлагают правые и другие сторонни_цы «идеологии труда»? Фактически они предлагают человеку пойти работать (больше работать) и бросить активизм — стать аполитичным винтиком системы. Успешным работником или образцовым представителем рабочего класса, в зависимости от идеологии.
В то же время, увы, привилегиями публичности и относительной известности обладают далеко не все. Поэтому вариант Метёлкина — решение не для всех.
А есть ли решение для всех?
Готовых, отработанных и универсальных решений пока нет. Если бы эти решения были, мы жили бы уже в другом мире. В тоже время мы можем стремиться к снижению вреда от работы в наших сообществах.
Начнём с честного признания: в анархистской среде есть как активист_ки, которые на регулярной основе ведут ту или иную политическую работу, так и сторонни_цы, которые разделяют идеалы анархизма, но участвуют в чём-то изредка. Наши жизни складываются по-разному, у нас разные наклонности и разные условия. Мы говорим об этом без осуждения, но призываем учитывать это фактическое разделение.
Итак, людям, готовым вкладываться физически в приближение социальной революции, очевидно нужно больше свободного времени на активистскую политическую работу — от создания текстов и расклейки листовок до проведения акций прямого действия и участия в вооружённой борьбе. Сюда стоит включить также помогающий труд — группы, которые занимаются поддержкой анархистских заключённых или товарище_к на антиимпериалистских фронтах.
Сторонни_цы, которые не готовы по тем или иным причинам с головой окунуться в активизм и борьбу, но при этом имеющие постоянную работу и достаточный заработок, могли бы поддерживать финансово первую группу.
На данные момент в контексте российского анархического движения этот вариант кажется самым простым и логичным. Хотя, конечно, он не единственный. Например, на территориях, где возможно сквотирование и сохранение сквотированных объектов на долгий срок, можно создавать сообщества, максимально себя обеспечивающие и минимально зависимые от капитализма. В регионах, где большие и сильные сообщества, можно развивать практики взаимопомощи, фримаркетов, находить варианты системного получения списанных продуктов и т.д.
Это только начало разговора, и мы будем рады вашим мыслям о выживании анархисто_к в мире капитализма!
Добавить комментарий